Печать

Формирование и обогащение словаря детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач в общей системе работы по речевому развитию в дошкольной образовательной организации. Это подтверждается также тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обогащение активного словаря; в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяются следующие: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Достижение вышеперечисленных целевых ориентиров подразумевает достаточно высокий уровень развития активного словаря ребенка старшего дошкольного возраста.

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально ‒ закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Становление словаря рассматривается как формирование определенного лексического запаса, означающего элементы присваиваемой ребенком культуры ‒ материальной, умственной, соционормативной.

 

        

Обогащение словаря детей — это процесс усвоения тех новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т.д.) 

Таким образом, данные понятия не являются полностью тождественными, хотя и обладают определенными схожими характеристиками.

Важность обогащения словаря детей дошкольного возраста обусловлена следующими факторами: если запас слов растет медленно, то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей, и они будут прибегать к невербальным средствам общения, что может затруднить процесс эффективной коммуникации. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями, то у дошкольников может возникнуть привычка говорить, не вникая в смысл слов. Вышеперечисленные особенности негативно отражаются на развитии мышления.

Своевременное обогащение словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики с богатым словарем лучше решают задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Словарь дошкольников в лингвистической науке традиционно подразделяется на активный и пассивный.

Активный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет. В активный словарь входит общеупотребительная лексика. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет либо потому, что не возникали соответствующие ситуации, либо из-за неразвитого механизма поиска слова.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Обогащение словаря у дошкольников обусловлено рядом факторов:

Основными источниками обогащения словаря в рамках моей работы являются:

Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников. Художественная литература позволяет продуктивнее ообгащать словарь дошкольников, поскольку способствует развитию активного и пассивного словаря детей, обогащает бытовой, природоведческий и обществоведческий словарь детей, побуждает детей интересоваться смыслом слова, совершенствует умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, помогают детям осваивать выразительные средства языка.

В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого смысла и эмоциональных красок.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями.

Таким образом, ознакомление с литературой позитивно влияет на обогащение словаря дошкольников. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Чтение как часть занятия по развитию речи может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы по теме осуществляется чтение стихов, загадывание загадок); чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения и, как следствие, обогащение словаря дошкольников. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.

В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста); объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

 Работа по обогащению словаря дошкольников средствами художественной литературы строится в несколько этапов.

На первом этапе мы знакомим детей с различными жанрами художественной литературы, их базовыми признаками.

На втором этапе дети знакомятся с содержанием произведения посредством различных форм, методов и приемов: рассматривание книжных иллюстраций (также иллюстраций разных авторов к одному произведению и их сравнение), словесное рисование, заучивание отрывков наизусть. На данном этапе посредством используемых педагогических приемов (беседа; инсценирование, творческий пересказ с иным окончанием) у детей формировались умения выражать впечатления от литературных произведений.

На третьем этапе осуществляется формирование у детей навыков осознанного и эмоционального восприятия текстов и способности отражать их в своей речи в качестве развернутого высказывания.

При работе с литературным произведением нами используется ряд приёмов, способствующих обогащению словаря дошкольников:

Часто используются творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

                   

Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности

Речевая грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Воспитание грамотного читателя – процесс многогранный, состоящий из множества этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования, является его фундаментом и определяет в дальнейшем уровень его овладения. Понятие «грамотный читатель» для ДОУ, отличается от такового в начальной и средней школе, так как сам ребенок в этот период не умеет читать, и является слушателем читаемого ему – воспитателя. Поэтому на педагогах дошкольных учреждений лежит огромная ответственность. И достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

  Игровые обучающие ситуации – одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в ходе данных ситуаций, помогут им свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.        

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению. Несомненно, что эти навыки нужны и помогут ребёнку в будущем стать хорошо образованным человеком, имеющим перспективы развития в быстро меняющемся современном мире.

Первый начальный этап – это развитие у детей навыков словотворчества. Это составление и рассказывание собственных произведений, например, рассказов (из личного опыта, из увиденного и услышанного в детском саду и дома), сказок собственного сочинения.

Чтобы мотивировать данный процесс используем различные приёмы, например «кресло автора». Иногда это отличающийся от всех других детский стульчик ― специально оформленный, парадный. Иногда в этой роли выступает стул (кресло) воспитателя. Предназначается для исполнения детьми собственных произведений (рассказов, сказок). Также мы побуждаем детей не только рассказывать собственные истории, но и фиксировать их. Придуманный ребёнком текст мы записываем под его непосредственную диктовку. Записанное сообщение можно сохранить и потом многократно возвращаться к нему, перечитывая в группе или дома.

Один из методов, оказавшихся весьма эффективным, имеет условное название «метод транзитного пассажира» (Л.В. Свирская). В его основе лежит вызывание и поддержка речевой активности детей. Предлагаем ребенку поиграть в «разведчика» или в «журналиста» (это будет зависеть от возраста, сферы интересов ребенка). Если ребенок согласен на игру с воспитателем, ему дается задание ходить по группе (или за пределы группы), смотреть, где и чем интересным занимаются дети и, постоянно возвращаясь к воспитателю - мастеру, рассказывать об увиденном. Эта работа требует не только согласия ребенка, но и культуры восприятия информации взрослыми. Цель не в том, чтобы подсмотреть что-либо недозволенное, а в том, чтобы увидеть интересное в играх и занятиях детей и побудить ребёнка рассказать об этом, подбирая точные слова и выражения. Мы записываем все сообщения, называем их «новости» или «разведывательные данные» и т.п., и обязательно находим для них достойное применение: в «детском журнале». Дети знакомятся с разными литературными произведениями, а также с рифмами и стихами.

Исследовательская деятельность также эффективно используется как средство приобщения детей к истокам грамотности. В данном случае познание букв проходит через сенсомоторную деятельность. Например, можно исследовать буквы на вкус и цвет (выпекание и поедание печенья в виде букв). Действовать с буквами из разнообразных материалов ― пластмассы, губки, ткани, простой и наждачной бумаги; украшать свою букву (например, первую букву имени) или свое полное имя разными способами: штрихование, раскрашивание, лепка. Мы знакомим детей с историей и культурой письма, показываем разнообразные материалы и средства для письма: восковые или глиняные таблички, ткань и кусочки коры, заостренные палочки, гусиные перья, кисточки, уголек. Мы не только рассказываем об этом, но и даём детям попробовать, мотивируя желание и интерес к письму. Кроме того, в данной практике созданы условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, что усиливает развивающий потенциал взаимодействия детей и взрослых.

Результаты, на которые направлена практика - у детей сформирована коммуникативная компетентность, дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, речь становится универсальным средством общения с окружающими людьми; - у детей развита связная, грамматически правильная речь: ребенок достаточно хорошо владеет речью, выстраивает свои высказывания в ситуации общения, может легко выражать свои мысли и желания; - дети знакомы с книжной культурой, историей и способами письменности, многообразием текстов, понимают тексты различных жанров; - у детей сформирована звуковая аналитико-синтетическая способность, дети могут выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности.

 

 

              КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НАРАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ В СТАРШЕМДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

           ЛЕКСИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ