Программа ДОУ предоставляет возможность ее реализации с участием детей с ОВЗ, а также в группах детей компенсирующей и комбинированной направленности.
Научные подходы Программы могут быть реализованы как в работе с успешно развивающимися детьми, так и с детьми с особенностями в развитии. Коррекционно-развивающая программа должна соответствовать ценностям, философии и принципам Программы.
Целевые ориентиры и задачиобразовательной деятельности соответствуют общим целевым ориентирам. Степень приближения воспитанников по завершении дошкольного образования к целевым ориентирам определяется их индивидуальными возможностями, в том числе с учетом ограниченных возможностей здоровья.
Как писала Мария Монтессори, «путь укрепления слабого — это тот же путь, что ведет и сильного к совершенству».
Программой предусмотрена возможность реализовывать образовательную деятельность в форме различных видов детской активности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, двигательной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и/или психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и/или психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
При включении в образовательную деятельность коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ, а также заключения психолого-медико-педагогической комиссии. В Детском саду для этих целей должен быть разработан и внедрен документ «Регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического комиссии (ПМПК) дошкольной образовательной организации». Также Детский сад может предусмотреть в своей деятельности разработку и внедрение дополнительных регламентов, и описание содержания работы специалистов, педагогов и тьюторов.
Для групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ дошкольная организация на основе Программы может разработать и реализовывать адаптированную основную образовательную программу.
Для групп комбинированной направленности разрабатываются и реализуются две программы: основная образовательная программа дошкольного образования и адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование). Адаптированная образовательная программа разрабатывается с учетом особенностей детей с ОВЗ, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и направлена на коррекцию нарушений в их развитии и их социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.
Содержание социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития по Программе, описанное в предыдущих разделах, может быть дополнено Детским садом специальными занятиями ребенка с ОВЗ с такими специалистами, как педагог-логопед, педагог-дефектолог, педагог-психолог и другими, а также педагогами дополнительного образования.
Педагогам, реализующим коррекционно-развивающую деятельность в Организациях, Программой предлагаются дополнительные научно-практические и методические пособия и материалы.
Адаптированная образовательная программа выстраивается и корректируется Детским садом с учетом результатов педагогической диагностики и педагогических наблюдений за детьми с ОВЗ в ходе адаптационного периода их пребывания в Детском саду.
Важнейшую роль в коррекционно-развивающей работе играет серьезное вовлечение в нее семьи воспитанника. Цель Детского сада и педагогов прежде всего — помочь принять ребенка с ограничениями в развитии и признать его своим полноценным членом. Помочь родителям распознать сферу интересов ребенка и его возможностей, чтобы умело создать условия для их-реализации. Родители (законные представители) могут участвовать в разработке и реализации адаптированнойобразовательной программы. По согласованию с родителями в структуру адаптированной образовательной программы включаются специальные коррекционно-развивающие программы, мероприятия, занятия и т. п.
При реализации адаптированной образовательной программы в инклюзивной группе Детский сад должен уделить особое внимание созданию условий для лучшего развития и адаптации ребенка: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых и др. В первую очередь необходимо создать соответствующие специальным потребностям детей с ОВЗ условия развивающей предметно-пространственной среды, предусмотреть использование адаптированных учебно-дидактических материалов, необходимых средств обучения и воспитания, использующихся в образовательном процессе.
Реализация программы коррекционно-развивающей работы координируется психолого-медико-педагогической комиссией дошкольной образовательной организации, которая привлекает к обсуждению образовательнойдеятельности детей с ОВЗ всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.