Знакомство с литературой и фольклором
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше ребёнок знакомится с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Речь, как высшая психическая функция является не только условием развития логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Поэтому любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной, так и в потребностно-мотивационной сфере личности.
Поиск новых форм логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, непосредственно связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекционно-педагогического процесса. В современном обществе разработка содержания и способов коррекционно-логопедической работы должна осуществляться во взаимосвязи усвоения культурного наследия, диалогическим стилем коррекционно-педагогического воздействия в форме сотрудничества.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.
Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.
Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:
- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,
- занятия по формированию навыков связного рассказывания;
-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);
- логоритмическиезанятия.
Фольклорные произведения можно использовать на разных этапах образовательной деятельности: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики; в работе по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи).
Воспитатели группы также в коррекционной работе используют фольклор в разных видах деятельности:
- при организации и проведении режимных моментов;
- в организованной образовательной деятельности;
- в приобщении детей к национальной культуре;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 5ти–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» такие как: потешки, чистоговорки, считалки, большое место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, загадкам; дети 6 – 7 лет знакомятся с небылицами, частушками, былинами.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.
Потешки– песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.
Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Они помогают вводить поставленные звуки в речь.
По определению В.И.Даля, чистоговорка – это: «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».
Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка – элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи. Считалки используем при выборе водящего перед игрой.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. С помощью загадок развивается не только речь, но и мышление. Загадки используются при ознакомлении с новой лексической темой в образовательной деятельности и в игре.
Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Скороговорки – это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.
Народные сказки – вымысел, произведение народной фантазии - "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.
Сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать.
Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет:
- расширять детские представления об окружающем их мире;
- сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
- обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
- речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
- усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением;
- улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:
- Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
- Наличие портретного фонда детских писателей.
- Наличие грамматических словарей для воспитателей.
- Организация групповых книжных уголков.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг.
Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии.
Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления.
Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.
В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки». Экспонируются иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов.
Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов. С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин, С.Я. Маршак, С.В. Михалков.
Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях.
В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит – дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.
В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.
Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя. Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги.
Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия. Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).
Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях. Организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.
Таким образом, фольклорспособствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.