s1
s2
s3
s4
s5
s6
s7
s8
s9
s91

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире»

22.09.2016 14:12 PDF Печать E-mail

 

 

Содержание

 

 

1.     Пояснительная записка                                                                                                  

2.     Перспективный план работы с родителями                                                  

3.     Оснащенность развивающей предметно – пространственной среды       

4.     Учебно-тематический план                                                                           

5.     Содержание непосредственно – образовательной деятельности                              

6.     Организация мониторинга                                                                                       

7.     Список литературы                                                                                        

8.     Приложения                                                                                                                                                                                       

 

                                                                    Пояснительная записка  

 

«Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И по большому счёту всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России».

Д.А.Медведев 

 

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связанно с научно-техническим прогрессом. Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством РФ и Министерством образования и науки РФ. Так, например,  послание  Председателя  Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 12.11.09 г «Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа", Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Министерство образования и науки РФ в информационном письме "Об информатизации дошкольного образования в России" (от 25 мая 2001 г. N 753/23-16)  обращает внимание на то, что новые информационные технологии (НИТ), являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей …, но ни в коем случае не заменять их.

Как отметил Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев: «Современные дети не такие, как были мы. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что «никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети». Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых образовательных стандартах».                                 

Повсеместная информатизация и компьютеризация современного общества, позволяющая современному человеку идти в ногу со временем, при этом отрицательно влияет на соматическое и психическое здоровье взрослых, а еще больше – детей. Длительное пребывание у экрана компьютера, телевизора и телефона, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране – все это небезвредно для здоровья.  Этот факт подтверждается исследованиями РАО «Институт возрастной физиологии» города Москва. Влияние современных компьютерных технологий негативно сказывается на многих функциях организма человека: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно–мышечном аппарате.  Компьютеризация может стать помощником в интеллектуальном развитии ребенка, освоении им профессии, а может разрушить здоровье и привести к социальной дезадаптации. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни.

Одним из средств   решения  этих противоречий может стать просвещение и специальная подготовка детей уже в дошкольном возрасте безопасному поведению при использовании современных компьютерных технических средств.

Для этого нами разработана и реализуется дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет  «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире»

Среди причин, определивших необходимость создание программы, можно назвать следующие.

Причина первая. Наличие противоречий: компьютеризация помогает развитию, и в тоже время разрушает здоровье дошкольника.

Причина вторая. Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Каждый ребенок должен иметь равные стартовые возможности, независимо от их социального положения. Это  позволит детям успешно обучаться в школе.

Причина третья. Модернизация образо­вания, особенности государственной политики в области дошколь­ного образования на современном этапе.

Причина  четвертая. ФГОС ДО включил раздел Безопасность в образовательную область «Социально – коммуникативное развитие»

Причина пятая. Компьютерные технические средства прочно входят в воспитательно - образовательный процесс дошкольных учреждений.

Причина шестая. Недостаток программ по безопасности жизнедеятельности дошкольника. В настоящее время для дошкольного образования существует лишь одна программа  «Основы безопасности детей старшего дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б., которая рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.  В программе представлены 6 разделов (Ребенок и другие люди. Ребенок и природа. Ребенок дома. Эмоциональное благополучие ребенка. Здоровье ребенка. Ребенок на улице.), но отсутствует раздел Безопасность ребенка в современном компьютерном мире.

Причина седьмая. Достаточное оснащение детского сада современными компьютерными  техническими средствами (телевизоры, DVD проигрыватели, компьютеры, ноутбуки, мультимедийный проектор, синтезатор, оргтехника, наличие Интернета, компьютеризированных игр и программ) и их использование в  образовательном процессе.  

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире» базируется на ведущих педагогических идеях дошкольного образования: 

 

·          Теория Ж.Пиаже  о процессе интерио - экстериоризации, то есть, механизме перехода внешнего социального опыта на внутренний психический план личности с последующим воспроизведением данного опыта в собственной деятельности.  Именно к 7 годам  у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, и успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь в процессе  «примерки» мира, с множеством негативных явлений, к его небольшому жизненному опыту; 

 

·          Теория  деятельностного  подхода  А.Н. Леонтьева. По мнению автора на том или ином возрастном этапе развития психических функций и личности ребенка в целом зависит от того типа деятельности, который на данном этапе является ведущим. Для дошкольного возраста таким ведущим типом деятельности является игра. 

 

·          Теория известного педагога и психолога А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни человека. Согласно данной теории, основной путь развития ребенка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире»  направлена на ознакомление с некоторыми современными компьютерными  средствами, доступными детям дошкольного возраста, и  формирование первоначальных навыков поведения с целью обеспечения безопасности  при использовании средств научно – технического прогресса. 

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире» разработана для наполнения вариативной части основной образовательной программы МБ ДОУ «Детский сад №249»  

 

В основу программы положены  принципы:

·        принцип научной обоснованности содержания  и практической направленности;

·        принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

·        принцип рационального сочетания образовательных областей;

·        принцип рационального использования видов детской деятельности;

·        Принцип гуманизации, который представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности;

·        Принцип личностно – ориентированного общения, который предусматривает индивидуально – личностное формирование и развитие морального образа человека; 

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире» разработана на блочно - модульной основе и включает следующие блоки:

1.     Человек в информационном мире;

2.     Знакомство с устройством компьютера, дополнительной гарнитурой и оргтехникой, связанной с ним;

3.     Современные средства и способы передачи информации;

4.     Вредное воздействие современных компьютерных технологий на организм человека;

5.     Меры предосторожности при использовании современных компьютерных средств.

  

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Безпасность ребенка в современном компьютерном мире» – формирование у старших дошкольников основ безопасного пользования гаджетами.

Задачи:

Название блока

Задачи

Человек в информационном мире

 

 

 

- дать понятие о видах получаемой информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная;

- сформировать знания  о технических средствах для передачи информации;

- познакомить детей с историей возникновения и написания письма, как одного из способов передачи информации

Знакомство с устройством компьютера, дополнительной гарнитурой и оргтехникой, связанной с ним

- расширять представления детей о современных компьютерных технических средствах;

- сформировать знания о назначении и способах использования современных компьютерных технических средств и их комплектующих

Современные средства и способы передачи информации

 

 

 

- уточнить знания детей о современных средствах передачи информации (сотовый телефон, факс, компьютер и др.);

- познакомить с Интернетом;

- формировать представление о современных способах передачи информации (СМС, скайп, электронная почта, Viber (Вайбер) и WhatsApp (Вацап) и др.)

Вредное воздействие современных компьютерных технологий на организм человека

- побуждать детей активно участвовать в заботе о своем здоровье во время использования  современных компьютерных технических средств;

- развивать представление о полезности и целесообразности физической активности при работе с современными компьютерными технологиями

Меры предосторожности при использовании современных компьютерных средств.

- сформировать умение прислушиваться к своему организму, вовремя реагировать на сигналы: «Устали глаза», «Неудобно сидеть», «Необходимо сделать разминку» и т.д.

- разучить с детьми комплексы упражнений для профилактики нарушения зрения и осанки

 

 

 

Модули могут компоноваться в зависимости от желания и потребностей участников образовательного процесса - изучаться в различной последовательности и различной компоновке блоков. Выбор темы зависит от уровня представлений детей по данной теме и их интереса. Все это обеспечивает определенную свободу при планировании воспитательно – образовательной деятельности в течение года, возможность творчески подойти к решению программных задач. Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) имеет следующую временную структуру, с сентября по май месяц: для детей старшей группы (5-6 лет) 1 раз в месяц по 25 минут, для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) 1 раз в месяц по 30 минут. 

Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире» предполагает вариативность при подборе материалов, оборудования, методических приемов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям и целям развития.

     

Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире» оснащена следующим  методическим комплектом:

Ø  методическое сопровождение к программе (конспекты занятий, дидактические игры, цикл сказок, объединенных единым сюжетом «Путешествие в страну Компьютерию», материалы по работе с родителями, мнемодорожки);

Ø  рабочая тетрадь для детей 6-7 лет с цветными иллюстрациями, заданиями, играми, ребусами, лабиринтами, стихами и загадками;

Ø  рекомендации по организации предметно-развивающей среды;

Ø  фотокаталог «Страна « Компьютерия»;

Ø  DVD диски с мультимедийным сопровождением и виртуальными мастер классами для родителей и педагогов.   

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание дополнительной общеразвивающей программы реализуется в совместной с детьми деятельности, самостоятельной деятельности детей и через непосредственно-образовательную деятельность, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра, и образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспи­тателя с дошкольниками.

Для того чтобы сухие и скучные правила техники безопасности детям были интересны и легко запоминались, они представлены в стихах, так как все, что зарифмовано, дети запоминают быстрее и лучше. А повторяют  и закрепляют эти правила  дети в совместной и самостоятельной деятельности через использование мнемодорожек, настольно-печатную  авторскую игру  «Путешествие в компьютерной стране» и инсценирование сказок «В плену у компьютера», «Сказка о Телефон-Телефоныче» и другие.  Комплексы упражнений для профилактики нарушения здоровья представлены в стихотворной форме с элементами кинезиологии, такие как «Про девочку Аню», «На прогулке».  

Правила безопасности  использования современных компьютерных технических средств детям помогают освоить герои  сказки «Путешествие в страну Компьютерию». Включаясь в  интересную, не ограниченную во времени, сказку, ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомиться с   современными компьютерными техническими средствами их назначением и способами использования. Играя, дети отвечают на поисковые вопросы, решают интеллектуальные задачи, выполняют творческие задания. Сказочные приключения служат стимулом для развития познавательной активности. 

Целевые ориентиры на этапе освоения содержания дополнительной общеразвивающей  программы «Безопасность ребенка в современном компьютерном  мире» являются:

Ø  знания ребенком правил безопасного поведения при работе с современными компьютерными техническими средствами (в стихах);

Ø  умение выбрать правильное поведение в опасных ситуациях и объяснить их последствия для жизни и здоровья;

Ø  активное участие ребенка  в заботе о своем здоровье при  использовании  современных компьютерных технических средств;

Ø  стремление соблюдать правила безопасного поведения самому и напоминать их сверстникам;

Ø  свободное использование в речи компьютерной терминологии;

Ø  использование в самостоятельной деятельности игр, расположенных в  «стране Компьютерии»;

Ø  самостоятельное обыгрывание и рассказывание друг другу сказок из цикла «Путешествие в страну Компьютерию» и придумывание своих сюжетов с персонажами сказочной страны. 

Целевые ориентиры программы выступают основанием в преемственности работы детского сада и семьи.

 

 

Перспективный план работы с родителями  

Важным условием освоения детьми правил безопасного поведения зависит от положительного примера взрослых. Поэтому мы уделяем значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Для этого в работе  используем следующие направления по ознакомлению родителей с работой детского сада по предлагаемой программе:

Ø видеоконсультации;                                                   

Ø дистанционные мастер классы;

Ø размещение информации на сайте детского сада;

Ø собрания с демонстрацией образовательных ситуаций с детьми;

Ø организация мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, программиста, системного инженера);

Ø публикация материалов в журнале учреждения «Подсолнушек». 

Формы работы

содержание

1

Собрание «Компьютер и дети»

Анкетирование: «Сколько времени ваш ребенок проводит за с техническими средствами для передачи информации с техническими средствами для передачи информации компьютером»

 

 

Роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков.

 

 

2

Крнсультация «Компьютерная зависимость и как с ней бороться»

 

Разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы.

3

Демонстрация и дискуссия  по фильму «Виртуальная агрессия»

 

 

Фильм рассказывает о том, что такое негативное информационное воздействие? Что такое 25-й кадр и что в нем изображено? Как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру? Ученые расскажут, почему развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из    цивилизованного         мира. Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр?

4

Видеоконсультация  «Дети и компьютер: вред и польза умной машины»

 

 

Демонстрация мультимедийной презентации на  экране телевизора в холе ДОУ

5

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости

 

 

1.      Определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний.

6

Консультация «Влияние сотового телефона на здоровье ребенка»

Определение конкретных рекомендаций по использованию сотового телефона детьми. Нужен ли детям сотовый телефон в дошкольном возрасте или нет?

7

Консультация «Профилактика нарушения зрения у детей»

Определение причин возникновения нарушения зрения у детей при использовании современных компьютерных технологий, признаков проявления и способов борьбы.

8

Консультация «Профилактика нарушения осанки»

Определение причин возникновения нарушения осанки у детей при использовании современных компьютерных технологий, признаков проявления и способов борьбы.

9

Деловая игра «Ребенок в мире компьютерных технологий»

Подведение итогов, ознакомление родителей с результатами обучения детей

 

 

10

Размещение информации на сайте МБ ДОУ

Размещение консультаций

11

Ознакомление со специальным выпуском журнала детского сада на тему «Безопасность дошкольника в мире компьютерных технологий

Ознакомление с краткой аннотацией

 

 

 

 

 

Оснащенность развивающей

предметно – пространственной среды

   

Важным условием для успешного освоения дополнительной общеразвивающей программы «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире» является созданная в группе развивающая среда:

 

 

 

 

Ø    Настенное панно с изображением сказочных мест страны Компьютерии: Клавиатурная площадь, Вай-фай стадион, USB парк, Телефонный проспект, Файловое шоссе, река Интернет, замок Телефон-Телефоныча, дворец профессора Гигабайта;

 

 

Ø Панно-карта, которое  позволяет моделировать маршрут путешествия в зависимости от темы модуля, т.к. объекты карты являются мобильными;

 

 

 

 

 

 

 

Ø    Сказочные персонажи (Мышильда, мадам Клавиатура, профессор Гигабайт и его помощник Байтик, зайчонок Флешик и Дискоцветик, паук Спам и вирус Всюсь, рыба Яндекс, Телефон-Телефоныч);

 

 

Ø    Дидактические игры («Путешествие по компьютерной стране», Собери картинку», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Найди отгадку», «Ребусы», «Лабиринты»);

 

 

 

 

Ø    Игровое оборудование (клавиатуры, детские ноутбуки, телефоны);

 

 

 

 

 

 

Ø    Мнемотаблицы по правилам безопасности;

 

 

 

 

 

 

Ø    Книги, иллюстрации, буклеты.

 

 

                                    


 

 

 

 

Учебно - тематическое  планирование

 


Блоки

Тема модуля

Формы работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственно – образовательная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1. Человек в информационном мире

 

 

Человек и информация

Дидактическая игра «Угадай, какой орган чувств получает информацию», «Пойми меня»

Работа в тетради  «Соедини органы чувств и виды информации»

Беседы «Как люди получают информацию»

Создание ситуаций  «Сообщи мне о…»

Просмотр мультимедийной  презентации «Для чего мне органы чувств»

1

2-3

2 - 4

Виды  информации

Дидактические игры «Угадай, что звенит»

Игровое упражнение «Отгадай предмет», «Мы не скажем, а покажем»

Беседа «Как люди получают информацию?»

Создание ситуаций «Мне прислали письмо…»

Просмотр мультимедийной  презентации «Виды информации»

1

2-3

2-4

История письма

Дидактическая игра  «что сначала, что потом», «Собери картинку» (пазлы)

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

малоподвижная игра «Почтальон к нам идет»

Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино»

Просмотр мультимедийных презентаций «История возникновения письменности»,  «Кто приносит почту»

1

2-3

2-4

Радио и телефон, телевидение и компьюетр

Дидактическая игра «Телефон»

Игровые упражнения «Собери картинку» (пазлы), «Диктор на радио»

Обсуждение «Всегда ли мы получаем правильную информацию?»

Беседы «Как правильно вести телефонный разговор?», Телевизор – это компьютер?, «Мобильный телефон – что это?»

Создание ситуаций  «Я звоню в пожарную охрану» (милицию, скорую, маме на работу,  другу»

Просмотр мультимедийной презентации «Средства массовой информации»

1

2-3

2-4

2. Знакомство с устройством компьютера, дополнительной гарнитурой и оргтехникой, связанной с ним

 

 

 

 

Основные устройства компьютера: мышь, клавиатура, монитор.

Дидактические игры «Ребусы», лото «Современная техника»,  «собери картинку»

Беседы «Может ли работать компьютер без мышки, клавиатуры и т.д.?». «Современные компьютерные технические средства», «Что есть у компьютера?»

Просмотр мультфильма «Фиксики» (Устройство компьютера)

1

2-3

2-4

Назначение компьютеров

 

 

 

Дидактические игры «4 лишний», Собери картинку», «Ребусы»

Игровые упражнения из тетради

Беседы «Что такое компьютер?», Компьютеры – они все одинаковые?»

Просмотр мультимедийной презентации «Где необходим компьютер?»

1

2-3

2-4

3. Современные средства и способы передачи информации

 

Компьютер – источник общения

 

 

Дидактические игры «Лабиринты», «Найди отгадку»

Беседы «Компьютер – друг или враг?»

Создание ситуаций «Сломался компьютер, а мне необходимо отправить сообщение»

Просмотр мультимедийной презентации «Компьютер в нашей жизни»

1

2-3

2-4

Компьютер – источник знаний

 

 

Дидактические игры «Найди отгадку», «Ребусы, лото «Современная техника»

Обсуждение «Компьютер в парикмахерской» (в магазине, библиотеке, у врача и т.д .);

Беседы «Компьютерные мультфильмы», «Умные программы»

Просмотр мультимедийной презентации «Чем полезен и чем не полезен компьютер?»

1

2-3

2-4

Программа Скайп. Viber (Вайбер) и WhatsApp (Вацап) и др.

 

Дидактические игры Найди отгадку», «Собери картинку», «Найди отгадку»

Отгадывание загадок

Работа в рабочей  тетради

Беседы «Что используют взрослые для получения информации»

1

2-3

2-4

4. Меры предосторожности при использовании современных компьютерных средств.

 

 

Правила поведения при работе с компьютером

Дидактическая игра «Путешествие в страну Компьютерию»

Игровые упражнения  из тетради

Разучивание правил безопасности в стихах»

Беседы «Компьютер против преступников»

Чтение книги А. Зарецкий, А. Труханов «А я был в компьютерном городе»

1

4-6

2-6

Интернет и безопасность

 

 

Дидактическая игра «Путешествие в страну Компьютерию»

Игровые упражнения  в тетради

Разучивание правил в стихах

Беседы «Опасен ли интернет?»

Просмотр мультимедийных презентаций «Вред и польза умной машины», «Правила безопасного поведения в интернете»

1

2-3

2-4

Сотовый телефон Правила безопасности при использовании телефона

Дидактические игры «Телефон, «Путешествие в страну Компьютерию»

 Игровые упражнения  (позвони  маме на работу, на сотовый телефон, вызови скорую, и др.)

Беседы «Мобильный телефон  – это компьютер?»

Просмотр мультимедийной презентации «Вред сотового телефона»

1

2-3

2-4

5. Вредное воздействие современных компьютерных технологий на организм человека

 

 

Нарушение зрения

Дидактическая игра «Путешествие в страну Компьютерию»

Разучивание правил безопасности в стихах

Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения

Беседы «Как сохранить здоровье при использовании современных компьютерных технических средств»

Просмотр мультимедийной презентации «Сохраним свое зрение»

2

4-6

2-6

Нарушение осанки

Дидактическая игра «Путешествие в страну Компьютерию»

Разучивание правил безопасности в стихах

Игровые упражнения  для формирования правильной осанки

Беседы «Зачем необходимо правильно сидеть», «Как сохранить свою осанку»

Разучивание гимнастики

Просмотр мультимедийной презентации «Сохраним свое здоровье»

2

4-6

2-6

Компьютеро-мания

Дидактическая игра «Путешествие в страну Компьютерию»

Разучивание правил безопасности в стихах

Беседы «Почему нельзя долго сидеть за компьютером?», «Вредное воздействие компьютера на человеческий организм»

Создание ситуаций «Мой друг уже два дня играет в компьютерные игры»

Просмотр видеофильма «Виртуальная агрессия»

Просмотр мультимедийной презентации «Компьютерная зависимость», «Компьютерные игры»

2

4-6

2-6

Итого: 

18

38-57

30-68

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Содержание  непосредственно – образовательной деятельности

 

 Человек и информация

Познакомить детей с  миром информации; уточнить что, информацию человек воспринимает с помощью 5 органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Виды информации

Познакомить детей с видами получаемой информации: звуковая, зрительная, вкусовая, осязательная, обонятельная информация.

История письма

 Познакомить детей с историей возникновения и написания писем, его   значением в жизни человека.

Радио и телефон, телевидение и компьютер

Познакомить детей с техническими средствами для передачи информации -  радио и телефон, телевизор и компьютер; телефон - средство связи и общения, компьютер – как помощник при работе с информацией.

Основные устройства компьютера: мышь, клавиатура, монитор, и др

Познакомить детей с основными устройствами компьютера.

Назначение  компьютеров

Дать представление о назначениях компьютеров в жизни людей. Познакомить с видами компьютеров (ноутбук, нетбук, стационарный и др.).

Компьютер – источник общения

Дать детям представление о  компьютере – как о средстве общения.

Компьютер – источник знаний

Дать детям представление о том, что компьютер не только средство общения, игр и развлечений, но и – источник знаний.

Программа Скайп. Viber (Вайбер) и WhatsApp (Вацап) и др

Познакомить детей с  современными средствами передачи информации.

Правила поведения при работе с компьютером

Знакомить детей с правилами поведения при работе с компьютером.

Сотовый телефон.  Правила безопасности при использовании телефона

Познакомить детей с современным устройством передачи информации -  сотовым телефоном. Знакомить детей с правилами безопасности  при использовании сотового телефона.

Интернет и безопасность

Познакомить детей с интернетом, с правилами пользования им.

Нарушение зрения

Познакомить детей с негативным воздействием современных компьютерных технологий на зрение.

Нарушение осанки

Познакомить детей с негативным воздействием современных компьютерных технологий на человеческий организм. Нарушение осанки.

Компьютеромания

Познакомить детей с понятием - компьютеромания.

 

Организация мониторинга

Мониторинг по освоению дополнительной общеразвивающей программы «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире» осуществляется 2 раза в год (начало и конец). Методами диагностики являются наблюдение за детьми, в специально создаваемых ситуациях; проверочные задания и беседы с использованием стимульного материала, а именно картинки, чтобы ребенок мог оценить поведение своих ровесников, оказавшихся в опасной ситуации.  

Методика проведения диагностики:

 Дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку»,     «Четвёртый лишний», «Найди отгадку»,  «Лабиринты»,  «Собери картинку», «Лото»,  «Найди пару», «Ребусы»

  Беседы: «Что я умею чувствовать» (устали глаза, устал сидеть)

    Ответы детей оцениваются в баллах:

 3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой  ситуации).

 2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

 1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

Высокий уровень  с 42 – 48 баллов

Средний  уровень с  35 – 42 баллов

Низкий    уровень ниже 35 баллов

 

 

 

 

 

 

Диагностическая карта

«Ребенок  в мире современных компьютерных технологий»

Ф.И. ребенка

Содержание

Человек и информация

Виды информации

 

 

Радио и телефон

 

 

Телевизор и компьютер

 

 

Основные устройства компьютера: мышь, клавиатура, монитор

 

 

Виды компьютеров

 

 

Интернет и безопасность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютер – источник общения

Компьютер – источник знаний

 

 

Электронная почта

 

 

Программа Скайп

 

 

Правила поведения при работе с компьютером

 

 

Сотовый телефон Правила безопасности при использовании

 

 

Правила общения по электронной почте

Нарушение зрения

 

 

Нарушение осанки

 

 

Компьютеромания

 

 

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы          

                                                                                         

 

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

2.   http://contentfiltering.ru/Интернет - СМИ. Ваш личный интернет.

3.   http://teacher-almaty.clan.su/load/3-1-0-26

4.   http://www.cybermama.ru

5.   http://www.gorislava.mwland.ru/Default.aspx?tabid=5223

6.   http://www.shelaboz.ru/shl/38_1_kanev.htm

7.   http://www.родитель.ru

8.   Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 128 с.

9.   Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. СПб., 2008.

10.         Безопасность детей в интернете. Nachalka.com 2008[Электронный ресурс]. – URL: http://www/ nachalka.com/bezopasnost

11.         Беки Уорли. Интернет: реальные и мнимые угрозы / Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ. 2004.-320с.

12.         Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против».- М.: АРКТИ, 2006. – 192 с.

13.          Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной сфере: за и против. – М.: АРКТИ, 2006.-192с.

14.          Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [текст]/4-е изд.// - М.: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, 2008 – 205с.

Горячев, А.В. Информатика в играх задачах / А.В. Горячев. – М.: Бином,           2001.

15.          Гундарева И. П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9

16.         Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/.

17.         Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – М., 2007.

18.         Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. - № 11

19.          Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики, т. 3.–М., Наука. С. 133.

20.         Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12

21.         Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9

22.          Нужно ли покупать своему ребенку сотовый телефон?

http://www.1408.ru/typ1.php?poz=1311

23.         Прибылова Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4

24.         Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей /авт. -  сост.З.М. Габдуллина.- Волгоград :Учитель, 2008  ..- 139 с.

25.         РАЗВИТИЕ. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О.М. Дьяченко.- М,: Гном-пресс, 1999.- 80 с./.

26.         Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2000 г

27.          Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

28.         Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.-№ 8

29.         Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7

30.         Сонькин В. Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003. - № 21

31.         Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996. – № 23

32.                     Тур, С.Н., Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

33.         Федоров А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6

34.         Фещенко Т. Физический справочник школьника. – М.: Дрофа, 1996 г.

35.         Электромагнитное поле и здоровье человека. – М., Издательство РУДН, 2002, под редакцией Ю.Г. Григорьева. С. 177

36.         Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обновлено 23.09.2016 04:36