s1
s2
s3
s4
s5
s6
s7
s8
s9
s91

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБ ДОУ "Детский сад №249"

05.12.2016 13:52 PDF Печать E-mail

  

 

Содержание

 

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                                                                                                       3

1.1 Пояснительная записка                                                                                                           3

1.1.1 Цели и задачи реализации адаптированной основной  образовательной

программы дошкольного образования                                                                            3

1.1.2 Принципы и подходы к формированию адаптированной основной

образовательной программы дошкольного образования                                              5

1.1.3 Значимые для разработки и реализации адаптированной основной

образовательной программы дошкольного образования

характеристики                                                                                                                  8

1.2 Планируемые результаты освоения адаптированной основной

образовательной программы дошкольного образования                                              14

 

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ                                                                                              17

2.1 Образовательная деятельность

в соответствии с направлениями развития ребенка

(в пяти образовательных областях)                                                                                 17

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства

реализации адаптированной  основной образовательной программы

дошкольного образования с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей воспитанников                                                        20

2.3 Образовательная деятельность

по профессиональной коррекции нарушений развития речи детей                            24

2.4.Особенности образовательной деятельности

разных видах и культурных практик                                                                              36

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы                                               40

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива

с семьями воспитанников                                                                                                 44

2.7. Иные характеристики содержания адаптированной основной

образовательной программы дошкольного образования                                              46

 

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ                                                                            50

3.1. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной

образовательной программы дошкольного образования                                              50

3.2. Обеспеченность методическими материалами

и средствами обучения и воспитания                                                                             57

3.3 Режим дня                                                                                                                     62

3.3.1. Режим работы. Объем образовательной нагрузки

на воспитанников, в том числе НОД                                                                              64

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий         65                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

3.5 Особенности организации развивающей

предметно-пространственной среды                                                                                67

Презентация                                                                                                                        70

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

              Программа разработана на основе:

·                     Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12.2012 года № 273-ФЗ)

·                     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( Приказ Министерства  образования и науки РФ от 17.10.2013 7. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

·                     Приказ Минобнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

·                     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (Сан ПиН 2.4.1.3049-13)

·                    Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБ ДОУ «Детский сад  № 249»

·                     Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет, автор Н.В. Нищева

·              «Программа лого­педической работы по преодолению общего недоразвития речи у де­тей» Филичева Т. В., Чиркина Г. В., Туманова Т. В.

 

Цель - построение системы коррекционной работы в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 4-8 лет, предусматривающей  полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной  организации  и  родителей воспитанников, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР. Комплексность педагогического подхода  направлена на  выравнивание  речевого и психофизического развития детей  и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи  Программы

·          своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;

·          осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

·          овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;

·          формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

·          формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

 

·          создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их  интеграции в ДОУ;

 

·          обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

 

·          обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

·          оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

·          разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми ОВЗ, организация индивидуальной и (или) групповой непосредственно образовательной деятельности;

·          создание развивающей речевой среды в группах компенсирующей направленности.

 

Срок реализации программы – 3 лет

 

       Программа составлена в соответствии с направлениями развития и образования детей. Каждая образовательная область включает пояснительную записку, задачи и методы работы в разных возрастных группах и организацию развивающей предметно-пространственной среды.

       Основными видами деятельности при реализации программы являются речевая, коммуникативная и игровая, а основной формой работы с детьми – коррекционно-развивающее занятие. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с методикой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию адаптированной  основной образовательной программы дошкольного образования

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка),опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

 

1.1.3.   Значимые для разработки и реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования характеристики

 

Средний дошкольный возраст (4-5лет). Дети 4-5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и

«пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как - мальчикам. Дети хорошо выделяют не соответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

К 4-5 годам  ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной  принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость,

конфликтность и др.),  постепенно уходят в  прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только  потом  ставит его  на стол  перед куклами (в раннем  и в  самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается  усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его  пространстве.  Восприятие в этом возрасте постепенно  становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинноледственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в  процессе  речевого общения, ребенок учится  использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм,

темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

С нарастанием осознанности произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка). В управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении поведении.

В  художественной  и продуктивной  деятельности  дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная

деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.

 

Старший  дошкольный возраст (5-6  лет).  Ребенок  5-6  лет  стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения

- формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате ит. п.). Это становится возможным благодаря осознанию  детьми общепринятых норм и  правил поведения и обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек- Паук», «Я буду как принцесса» и т.п.)них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети  в значительной  степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенным и для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще  по  ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по не широкой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек - мягкие, плавные, уравновешенные),  в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета  и имеет представления об оттенках (например, может показать два  оттенка одного цвета светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например,

Расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется несущественно, улучшается ее устойчивость.  При  этом для  запоминания  дети уже могут использовать  несложные приемы и средства.

В 5-6   лет   ведущее   значение приобретает   наглядно-образное мышление, которое  позволяет  ребенку   решать  более  сложные  задачи  с  использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает

Приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.

Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это  проявляется в том, что прежде игры рождаются  ее   замысел  и  сюжет.  Постепенно  дети  приобретают  способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять  обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки  значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество  действий, отношение  людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно  строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми,

сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются   качественно,  быстро,  осознанно.  Становится  возможным   освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются  детьми). В  продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

 

Ребенок на пороге школы (6-8лет) обладает устойчивым и социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Мотивационная  сфера  дошкольников 6-8  лет  расширяется за счет  развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениям и о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально- нравственных представлений на прямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное  задание,  если будет понимать, что полученные результаты принесут кому то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Большую значимость для детей 6-8 лет приобретает общение между собой. Их

избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные  отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной  ролью,   проявляют  стремление   к  усвоению  определенных  способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6-8 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.

В играх дети 6-8 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут походу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, таки подчиненную роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях руки ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6-8 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс вет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и

Длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-8 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

Воображение детей данного  возраста становится,  с одной стороны,  богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или  услышанное  порой  преобразуется  детьми  до   неузнаваемости,  в   конечных продуктах их воображения, четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно – следственные связи, в самых фантастических рисунках – передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй ит. п. Дети 6-8 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие нагляднообразного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на  седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-8 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи - монологическая. Дети могут последовательно  и  связно   пересказывать  или  рассказывать.  Важнейшим   итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого

Периода речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а так же планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника - читателя.

Музыкально художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить   знания   о   видах   и  жанрах   искусства (история   создания   музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать

все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному   замыслу  постройки  из  разнообразного  строительного  материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений  из природного материала. Наиболее  важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

 

 

1.2 Планируемые результаты освоения  адаптивной основной образовательной программы дошкольного образования

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Они даются для детей старшего дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования:

·         ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

·         ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

·         ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

·         ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

·         у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

·         ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

·         ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Планируемые результаты освоения программ по коррекции нарушений речи

II уровень речевого развития

- Ребенок умеет соотносить предметы с их каче­ственными признаками и функциональным назначе­нием;

  - ребенок узнает по словесному описанию знакомые предметы;

  - ребенок умеет сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

  - ребенок понимает простые грамматические категории: единственное и множественное число суще­ствительных, повелительное и изъявительное наклонения глаголов, именительный, родительный, дательный и винительный падежи, некоторые про­стые предлоги;

  - ребенок фонетически правильно оформляет соглас­ные звуки ([п],[б], [м],[т],[д],[н],[к],[х],[г]), глас­ные звуки первого ряда ([а],[о],[у],[ы],[и]);

  - ребенок воспроизводит отраженно и самостоя­тельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

 - ребенок правильно употребляет в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, исполь­зуемых в рамках предложных конструкций;

-                ребенок общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространен­ные предложения;

у ребенка расширилось понимание обращенной речи, развилась речевая активность.

III уровень речевого развития

-  Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; ребенок фонетически правильно оформляет звуко­вую сторону речи;

-  ребенок умеет правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

-  ребенок пользуется в самостоятельной речи про­стыми распространенными и сложными предложе­ниями, владеет навыками объединения их в рассказ;

-  ребенок владеет элементарными навыками пере­сказа;

-  ребенок владеет навыками диалогической речи; ребенок владеет навыками словообразования: может продуцировать имена существительные от глаголов, прилагательные от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличи­тельные формы существительных и прочее; ребенок грамматически правильно оформляет са­мостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги употребляет адекватно;

ребенок использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий; ребенок владеет элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

-  Ребенок правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях;

- ребенок четко дифференцирует все изученные звуки;

- ребенок различает понятия: «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; ребенок называет последовательность слов в пред­ложении, слогов и звуков в словах; ребенок производит элементарный звуковой анализ и синтез;

  - ребенок читает и правильно понимает прочитанное в пределах изученной программы;

  - ребенок отвечает на вопросы по содержанию прочи­танного, ставит вопросы к текстам и пересказывает их;

  -  ребенок выкладывает из букв разрезной азбуки и печатает слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных пра­вил правописания.

 

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Целостность АООП обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

            В группе для детей с ТНР (с ОНР)  коррекционное направление работы является приоритетным, т.к его целью является выравнивание речевого психологического развития воспитанников.  Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой участвуют в исправлении речевого нарушения  и связных с ним процессов.

 

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

Образовательный процесс дошкольного учреждения включает в себя организованную образовательную деятельность взрослых участков образовательного процесса и воспитанников, самостоятельную деятельность детей и образовательную деятельность при проведении режимных моментов.

            На основании данной программы педагоги ДОО планируют образовательно-воспитательную работу на год. С этой целью они разрабатывают рабочие программы (воспитателя, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя), которые содержат календарные (тематические, ежедневные) и перспективные планы образовательной деятельности.

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители (законные представители) подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Для детей с нарушениями речи (фонетико-фонематическим недоразвитием). Учитывая особенности речевого развития детей, обучение родному языку и руководство развитием речи в процессе непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни (в играх, в  быту, на прогулках и т. д.), осуществляется следующим образом:

·                   закрепление достигнутых речевых умений и навыков в детских видах деятельности, представляющих синтез игры и занятия;

·                   развитие коммуникативной активности ребёнка во взаимодействии со взрослым и сверстниками во всех видах детской деятельности;

·                   привлечение внимания к названиям предметов, объектов (учитываются возрастные возможности детей, состояние фонетической стороны речи, корригируемой логопедом);

·                   введение в активный словарь слов, доступных по звуко-слоговой структуре (прослеживается чёткость и правильность произношения, осуществляется активное закрепление навыков произношения).

Для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  необходимо:

·          использование различных речевых ситуаций при формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда и др. для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики;

·          называние необходимых предметов, использование предикативной лексики, составление правильных фраз при осуществлении всех видов детской деятельности с включением речевой ситуации (при затруднении – помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику);

·          использование производимых ребенком действий для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов; переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов;

·          побуждение детей пользоваться речью в процессе изготовления различных поделок, игрушек, сувениров и т.д. (называние материала, из которого изготавливается поделка, инструментов труда, рассказ  о назначении изготавливаемого предмета, описание хода своей работы; дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине);

·          стимулирование развития и обогащения коммуникативной функции речи в непринужденной обстановке на заданную тему (это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения).

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

В работе по данной образовательной области  участвуют воспитатели и учитель-логопед. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель – логопед подключается к этой деятельности  и помогает воспитателям  выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных  особенностей и возможностей каждого ребенка с общим недоразвитием речи  и  этапа коррекционной работы.

Для детей с нарушениями речи необходимо:

·                  развитие фонематического анализа;

·                  развитие пространственно-временных представлений и оптико-пространственного гнозиса;

·                  развитие аналитических операций;

·                  развитие способности  к символизации, обобщению, абстракции

·                  расширение объема произвольной вербальной памяти;

·                  формирование регуляторных процессов, мотивации, общения.

Образовательная область «Речевое развитие»

Работой по образовательной области «Речевое развитие» в группах компенсирующей направленности руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии  с рекомендациями учителя-логопеда.

Для детей с нарушениями речи (фонетико-фонематическим недоразвитием):

·                формирование полноценных произносительных навыков;

·                развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

·                развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

·                обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

·                воспитание умений правильно составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

·                развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

Для детей с общим недоразвитием речи.

ОНР I уровень:

·   развитие понимания речи;

·   развитие активной подражательной речевой  деятельности.

ОНР II уровень:

· активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

· подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

· постановка звуков, их различение на слух и первоначальный этап  автоматизации на уровне слогов и слов;

· развитие понимания речи;

· активизация речевой деятельности  и развитие лексико-грамматических средств языка;

· развитие произносительной стороны речи;

· развитие самостоятельной  фразовой речи.

ОНР III уровень:

· развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

· развитие и совершенствование произносительной стороны речи;

· развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

· подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

· Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Для детей с нарушениями речи:

· развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

· развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны (ритм, темп, тембр речи, логическое ударение)

· формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса;

· активизация и обогащение словаря приставочными глаголами, предлогами, качественными и относительными прилагательными;

· развитие зрительного восприятия, пространственных ориентировок;

· воспитание произвольного внимания и памяти;

· тренировка движений пальцев рук и кисти (в ходе занятий и во время физкультминуток).

Образовательная область «Физическое развитие»

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляет воспитатель при обязательном подключении родителей (законных представителей) воспитанников.

Для детей с нарушениями речи:

·          формирование полноценных двигательных навыков;

·          нормализация мышечного тонуса;

·          исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия;

·          упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;

·          развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

 

Формы реализации АООП (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Способы реализации Программы

Методы реализации АООП  — это способ совместной деятельности педагога  и воспитанников, в результате которой происходит передача знаний, а так же умений и навыков

Средства реализации АООП(средства обучения)  – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

 

 

 

Образовательная область представлена следующими направлениями:

 

- Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

- Трудовое воспитание

- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

 

 

Образовательная область

Формы

Способы

Методы

Средства

Социально-коммуникативное развитие

Непосредственно– образовательная деятельность, педагогические гостиные, круглые столы, «вечера вопросов и ответов», родительские клубы по интересам, совместные праздники с детьми и родителями, Дни открытых дверей для родителей; детско-взрослые проекты (групповые спектакли), экскурсии.

Исследовате

льская деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, информационная деятельность, практическая деятельность

наглядные (наблюдения за действиями взрослых, за хозяйственно-бытовым трудом взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов), словесные(чтение и разучивание стихов, литературных произведений, потешек;  вопросы, указания, объяснения, беседы), практические (игровые развивающие ситуации,   инсценировки, экспериментирование и игры с разными материалами, дидактические игры, игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку», использование развивающих кукол: Мойдодыр, девочка Чистюля, доктор Айболит; создание ситуаций  по закреплению игровых действий «Я варю кашу», «Я кормлю дочку»).

стихи, литературные произведения с красочными иллюстрациями, пословицы, сюжетные игры и др.

Познавательное развитие

экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, развлечения, досуги.

исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, информационная деятельность, практическая деятельность.

наглядные (наблюдения, опытническая и поисковая деятельность, показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (опытническая и поисковая деятельность, дидактические игры).

дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями и др.

Речевое развитие

экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, литературные викторины, выставки рисунков по литературным произведениям, речевые игры, инсценировки, драматизации по сказкам, игровые,  сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, мультимедийные презентации.

исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, информационная деятельность, практическая деятельность.

наглядного моделирования: по картинно-графическому плану (пересказ по предметным картинкам), использование пиктограмм (пиктограмма  от латинского – рисовать и греческого – запись – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего,  в схематическом виде), осмотр, экскурсия, рассматривание предметов; показ картин, фотографий, кинофильмов; описание картин, игрушек; составление сюжетных рассказов и др.

песенки, потешки, заклички, небылицы, сказки, литературные произведения; стихотворения, пословицы, поговорки, скороговорки, пальчиковые игры, чистоговорки, считалки, частушки, предания, легенды, сюжетные картины, рабочие тетради, презентации и слайд-шоу

Художественно-эстетическое развитие

непосредственная образовательная деятельность, детские спектакли, развлечения, праздники, выставки, виртуальные экскурсии, викторины,  художественные мастерские

исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, информационная деятельность, практическая деятельность.

наглядные (показ, рассматривание, наблюдение), словесные (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение), практические (обследование, экспериментирование, упражнение в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации).

художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования),

сказки, все виды театров, игры.

Физическое развитие

физкультурное занятие, индивидуальная работа, игровые упражнения, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, корригирующие упражнения, физкультурные досуги, физкультурные праздники,

дени здоровья, физминутки, прогулки.

игровая деятельность, практическая, деятельность соревновательная деятельность

наглядные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры рассматривание физкультурных пособий,  картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о физических упражнений, видах спорта, спортсменах); словесные (объяснения, пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, распоряжения, вопросы, обсуждение, беседа); практические(повторение упражнений,  проведение упражнений в игровой  и соревновательной форме).

стихи, песни, пословицы, физкультминутки, атрибуты, картины, схемы – символы, спортивное оборудование и др.

 

 

 

 

2.3 Образовательная деятельность

по профессиональной коррекции нарушений развития речи детей

 

Создание специальных условий для получения образования детей с ОВЗ

В дошкольном образовательном учреждении созданы специальные условия (материально-технические, программно-методические и кадровые) для получения образования  детьми  с нарушениями речи с оказанием им квалифицированной коррекционно-педагогической поддержки.

Коррекционная работа организована в группах  по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей 4-8 лет, имеющих нарушения речи. В МБ ДОУ функционируют 3 возрастные группы по коррекции  речевых нарушений, которые посещают воспитанники, имеющие заключения Центральной психолого - медико – педагогической комиссии г. Новокузнецка.

Профессиональная коррекция нарушений в развитии детей в группах комбинированной направленности – это планируемый и особым образом организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:

- коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;

- содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического  развития дошкольников с нарушениями речи.

Ведущим специалистом по оказанию квалифицированной помощи в коррекции речевых нарушений является учитель-логопед.

 

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции на­рушений развития детей осуществляется в группах компенсирующей направленности для детей 4-8 лет с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана на основе про­грамм по коррекции нарушений речи:

·     Филичева Т. В., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа лого­педической работы по преодолению общего недоразвития речи у де­тей»;

·     Филичева Т. В., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа лого­педической работы по преодолению фонетико-фонематического не­доразвития речи у детей».

  • «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  • «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».  Нищева Н.В.
  • «Система коррекционной работы в средней, старшей, подготовительной логопедической группе для детей с ОНР». Нищева Н.В.
  • «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи».

            Ткаченко Т.А.

  •   Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Гомзяк О.С.
  • Учебно-методический комплект «Развиваем связную речь у детей с ОНР».               Арбекова Н.Е.

Выбор программы осуществляется в соответствии с возрастом детей и диагнозом их речевых нарушений. Комплектование групп компенсирующей направленности осуществляется психолого-меди­ко-педагогической комиссией (далее — ПМПК).

Срок освоения про­грамм — от четырех до восьми лет в зависимости от времени зачисления ребенка в группу компенсирующей направленности и от тяжести речевого дефекта.

Цель: устранение речевых нарушений и формирование устно-речевой базы для овладения элементами письма и чтения в дошкольный период.

 

Задачи по преодолению общего недоразвития речи у детей:

       практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

       формирование правильного произношения (воспитание арти­куляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

       подготовка к обучению грамоте, овладение элементами письма и чтения;

       развитие навыков связной речи.

Задачи по преодолению фонетико-фонематического недо­развития речи у детей:

       формирование полноценных произносительных навыков;

       развитие фонематического восприятия, фонематических пред­ставлений, доступных возрасту форм звукового анализа и син­теза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

развитие у детей внимания к морфологическому составу слов

и изменению слов и их сочетаний в предложении;

   обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оце­ночному значению слов;

   воспитание у детей умений правильно составлять простое рас­пространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоя­тельной связной речи;

   развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пе­ресказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

   формирование элементарных навыков письма и чтения специ­альными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Теоретической и методологической основой профессиональной коррекции нарушений развития речи детей являются положения, раз­работанные в дефектологии и логопедии:

   принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка. Разностороннее обследование дошкольника с этих позиций позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития. В дальнейшем при пла­нировании коррекционной работы это учитывается;

   принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;

   принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

 

 

 

 

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Адаптированная основная  образовательная Программа дошкольного учреждения разработана на основании следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в РФ:

·         Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12.2012 года № 273-ФЗ)

·         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( Приказ Министерства  образования и науки РФ от 17.10.2013 7. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

·         Приказ Минобнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

·         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 ( Сан ПиН 2.4.1.3049-13)

·         Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 20.05.2015 г. № 2/15)

·         Вариативной программы «Детство»

·         Парциальными программами, реализуемыми учреждением.

 

 

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и строится на принципах:

 

1.      Поддержки разнообразия детства.

2.      Сохранения уникальности и самоценности детства.

3.      Позитивной социализации ребенка

4.      Личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

5.      Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6.      Сотрудничества Организации с семьей.

7.      Индивидуализации дошкольного образования

8.      Возрастной адекватности образования.

9.      Развивающего вариативного образования.

10.  Полноты содержания и интеграции отдельных образовательных областей.

11.  Инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

 

Цель - построение системы коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 4-8 лет, предусматривающей  полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной  организации  и  родителей воспитанников. Комплексность педагогического подхода  направлена на  выравнивание  речевого и психофизического развития детей  и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

 МБ ДОУ « Детский сад № 249» посещают дети с 4   до 8 лет. Продолжительность пребывания детей – 12 часов. Программа реализуется в группах, укомплектованных по возрастному принципу:

— Группы среднего возраста

— Группы старшего возраста

— Подготовительные к школе группы.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):

·         социально-коммуникативное развитие;

·         познавательное развитие;

·         речевое развитие;

·         художественно-эстетическое развитие;

·         физическое развитие.

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности:

·         дошкольный возраст (4 — 8 лет) — игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Программа АООП состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. (п. 2.9.) Объем обязательной части Программы составляет 68% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, 32% . (п. 2.10.)

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, которые рас­ширяют и углубляют основное образовательное содержание и по­зволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи  (Центр игровой поддержки «Мини-парк», образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность ребенка в современном компьютерном мире», Оздоровительно – развивающая программа по танцевально – игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе», рассчитанная на старший дошкольный возраст), ре­ализовать региональный компонент (программа «Город Детства») и позволяют использовать современные здоровьесберегающие технологии, такие как музыкотерапия и кинезиология.

Детский сад осуществляет выполнение социального заказа родителей:

·         коррекция здоровья и отклонений в физическом и психическом развитии детей, внедрение в практику работы детского сада здоровьесберегающих технологий.

·         профилактика психоэмоционального напряжения детей посредством психокоррекционных и физических занятий.

·         выявление и развитие творческих способностей и умений у детей.

·         подготовка воспитанников детского сада для поступления:

— в общеобразовательные школы;

— в гимназии;

— в лицеи.

 

 

 

 

 

Обновлено 01.04.2018 13:42