Печать

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. В этот период развитие идет как никогда быстро и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

 

                   

Последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В ДОУ работая с детьми, проводят диагностику развития познавательных процессов. Результаты диагностики зачастую выявляют очень низкий уровень развития социально-эмоциональной сферы, которая влияет как на межличностные отношения, так и на уровень познавательного развития. Ведь если хорошо развиты эмоции ребенка, то он лучше понимает детей и взрослых, ему легче дается обучение. В основу работы в ДОУ берётся развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников.

Поэтому одной из задач для специалистов и воспитателей в детском саду является нравственное развитие и воспитание дошкольников, привитие ему основных моральных качеств и устоев, которые в дальнейшем помогут ему общаться с другими людьми и адекватно относиться к их поведению и поступкам.

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера. С измерением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Как нам удалось выяснить в результате диагностики, в формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального поведения.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

                               

 

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработки положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

В работе с родителями в ДОУ воспитатели проводят совместные занятия родителей с детьми, семинары-практикумы и консультации для родителей, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановкой в семье, знакомство родителей с эффективным стилем общения с детьми, сближение детей и родителей.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и так далее. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком диапазоне. При общении со сверстниками ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведении, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и тому подобное. На занятиях в ДОУ включаются игры, направленные на развитие коммуникативности и социальных умений («Пантомимические этюды», «Эхо», «Собери чемодан» и так далее).

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Когда проходят встречи с родителями и воспитателями проходят беседы, где рассказывают как взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

В нашем детском саду создана система работы по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников.

Первым этапом в данной работе является диагностика развития социально-эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, мы используем наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты.

Регулярное наблюдение с психологом позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

Наблюдения за ребенком происходят в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

В ходе наблюдения обращается внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий очень много общего с настроением (но это более размытая), продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния, который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и тому подобное. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные. Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, мы используем таблицы фиксации результата. В результате наблюдения выявляем причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оцениваем собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию социально-эмоциональной сферы ребенка.

Основная их цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

На занятиях используются следующие методические средства: ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе; психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга; коммуникативные игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли»; игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки»; задания с использованием «терапевтических» метафор; релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники; использование эмоционально-символических методов.

Находясь в постоянном творческом поиске, стараемся, как можно больше узнать о новинках литературы использовать вариативность в мониторинге, использовать инновационные технологии при работе, направленной на развитие социально-эмоциональной сферы. И мы надеемся достичь больших результатов и приобрести еще больший опыт в работе с детьми по этой направлению. Ведь мы уверены, что если вам интересно с детьми, а им – с вами, если вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся.

 

          

Социально-эмоциональное развитие. Педагог воспринимает первые сигналы младших детей, которые говорят об их желании контактировать с другими и вместе играть (например, когда дети катают туда-сюда мяч, когда вместе забираются в игрушечный дом и т. п.). Он наблюдает за тем, с какими социальными партнерами младшие дети контактируют наиболее охотно, а с кем, скорее, избегают контакта. Если в конфликте участвуют младшие дети, воспитатель следит за тем, как развивается конфликтная ситуация и могут ли дети самостоятельно справиться с ней. Если кооперативное поведение демонстрируют младшие дети (когда они, например, делятся с другими детьми своими игрушками или предлагают откусить от своего фрукта), воспитатель поддерживает такие действия детей и сопровождает их своими высказываниями. При работе в разновозрастных группах младшим детям предоставляется возможность присутствовать при групповых дискуссиях. Воспитатель вовлекает в обсуждение младших детей, ориентируясь на их интересы и их возможности к концентрации внимания. Если младшие дети интенсивно занимаются каким-то делом или с каким-то человеком (например, разглядывают себя в зеркале или катают туда- сюда шарик), то воспитатель не перебивает эту фазу концентрированной деятельности ни своими комментариями, ни предложениями других игр или занятий. Исходя из ситуации педагог вовлекает младших детей в различные ритуалы, кооперативные действия и конструктивные формы разрешения конфликтов, своим поведением показывая детям образец для подражания (например, приветливо кивая родителям во время прощания или извиняясь перед детьми). Он сопровождает свои действия и действия детей речевыми комментариями и ненавязчиво побуждает детей делать так же. В случае нарушения правил группы воспитатель реагирует, но принимает во внимание то обстоятельство, что младшие дети в состоянии лишь постепенно понимать групповые правила и также постепенно учиться использовать их в долговременной перспективе. В случае возникновения конфликтов и споров, в которых принимают участие самые маленькие и младшие дети, воспитатель в коротких и понятных предложениях описывает им действия и различные позиции участвующих в конфликте детей. При этом он описывает различные потребности детей, выдвигает предложения по разрешению конфликтов и побуждаетдетей к тому, чтобы они обсуждали конфликты и учились самостоятельно находить выход. Если дети спорят из-за игрушек, то педагог предлагает привлекательные для детей альтернативные игрушки или занятия. Педагог принимает в расчет то обстоятельство, что у маленьких детей такое поведение, как кусание, царапанье или дерганье за волосы, может быть обусловлено возрастом. При необходимости он вмешивается, чтобы защитить ребенка, но не оценивает негативно поведение другого ребенка. Педагог планирует рассказ историй, игры-пантомимы, показ фотографий, в которых выражаются различные эмоциональные состояния людей (например, когда они смеются, грустят или радуются).

Для того чтобы у детей было много поводов и стимулов заводить с другими людьми разговор, необходимо создавать и поддерживать определенную культуру коммуникации. Совместное планирование образовательных процессов, в особенности такие формы работы, как «Детский совет», «Детская философия», развивают культуру ведения разговора. Дети начинают рассказывать, что их волнует, когда они замечают очевидное проявление к ним интереса взрослых и других детей. Такая форма коммуникации является полезной для детей мигрантов в освоении основного языка данного региона, понимании чужой речи и умении выразить свои мысли понятным для других образом. В укладе жизни образовательного учреждения, построенного на принципе участия, дети ощущают, что они услышаны и их мнение является важным. Внимание со стороны группы вселяет в них желание повторять на следующих встречах свои мысли и находить новые слова. Благодаря этому они находят все больше друзей. Язык важен не только для разговорных форм участия, связанных с коммуникацией, но и для форм участия, ориентированных на деятельность, открывающих больше пространства для творчества и проявления активности.

Особое внимание и поддержка должны оказываться боязливым и робким детям, а также детям из семей мигрантов, чтобы они тоже наравне с другими могли рассказать о своем опыте, высказать свою точку зрения в присутствии других и не боялись отстаивать ее.

Такой личностно-ориентированный характер взаимодействия, основанный на взаимном уважении и принятии друг друга всеми участниками, требует от педагогов особого такта и внимания, терпения по отношению к разным по характеру, привычкам и способностям детям. Критическая оценка ребенка, характера и продуктов его деятельности или успехов в той или иной образовательной области, а также в социальном поведении должна быть исключена.