s1
s2
s3
s4
s5
s6
s7
s8
s9
s91

Адаптация ребёнка к детскому саду

20.08.2013 14:23 PDF Печать E-mail

 Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а детский сад для ребёнка несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Если учесть страхи детей 2 – 3 лет перед всем новым и неизвестным (перед незнакомыми людьми, новыми ситуациями общения, новым помещением, которое очень отличается от квартиры, к которой ребёнок привык), плюс разлука с близкими – всё это приводит к стрессу, т.е. адаптация для ребёнка – это стресс.

Что в организме происходит при стрессе? В больших количествах выделяется адреналин. Это такой гормон, который даёт команду организму «действовать»: кричать, драться бежать, спасаться. Под его воздействием сразу расширяются кровеносные сосуды, в кровь выделяется инсулин, который расходуется всем организмом (кроме мозга) на энергичные действия. При активном расходовании адреналина по назначению его уровень в крови падает, организм успокаивается и последствия стресса для организма минимальные.

Если стресс раз за разом продолжается, а выхода двигательной активности нет, адреналин накапливается в крови и преобразуется в кортизол. Это тоже стрессовый гормон, но действует совсем по-другому: сосуды сужаются, вся двигательная активность затихает, все питательные вещества поступают мозгу (видимо, для того, чтобы он лучше работал и придумал выход из проблемной ситуации). Но так бывает у взрослых, а не у детей.

Маленькие дети сами придумать выход не могут и при часто повторяющихся стрессах, во время которых проблема на уровне адреналина не решается, а в кровь, раз за разом выделяется кортизол, начинаются проблемы со здоровьем. В первую очередь, при воздействии стресса снижается иммунитет, дети начинают часто болеть и адаптация затягивается.

Поэтому хотелось бы дать следующие советы родителям:

1.В период адаптации к детскому саду необходимо обеспечить ребёнку максимум двигательной активности. Если позволяет погода гуляйте с ребёнком после садика, не спешите идти домой. Дайте малышу возможность набегаться, напрыгаться, накричаться. И даже дома, вечером, не запрещайте беситься, бегать, скакать, кричать. Пусть ребёнок выплеснет весь адреналин. Лишь за 1-1,5 часа до сна привлеките ребёнка к спокойным играм и чтению (можете поиграть в детский сад, чтобы ребёнок быстрее привыкал).

2.Чтобы ограничить нагрузку на нервную систему ребёнка – сведите к минимуму просмотр телевизора, посещение шумных общественных мест, гостей с весёлой шумной компанией и т.п.

3.Родителям необходимо заботиться, чтобы ребёнок высыпался. Ночной сон должен быть не менее 10 часов, а дневной – 2-2,5 часа. Это способствует уменьшению невротических состояний.

4.Проявляйте к ребёнку больше нежности и любви, чаще, чем обычно обнимайте, ласкайте ребёнка.

5.Приучайте к самообслуживанию и другим навыкам гигиены, чтобы малышу было легче в детском саду.

6.В период адаптации могут появиться приступы агрессии, вредные привычки, ребёнок как бы может «впасть в детство», отнеситесь к этому с пониманием и терпением. Спокойно напоминайте ребёнку как себя нужно вести.

7.Прощание в «приёмной» детского сада должно быть быстрым, можно придумать какой-то ритуал. Длительные прощания – лишний стресс.

8.Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отвести кто-то другой (например, папа или бабушка).

    Особенности адаптации.

 

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают лёгкую адаптацию, при которой ребёнок проявляет имеющееся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время поступления в детский сад ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят в течение первого месяца после поступления.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно. На протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7 – 10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самым нежелательным проявлением является тяжёлая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев), может протекать в двух вариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями – отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесённой из дома. Часто стараются спрятаться, уйти куда-нибудь. Сидят в приёмной и зовут маму, спят только сидя и т.д. У таких детей бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского сада, наблюдающееся в первые дни, сменяется очень часто вялым, безразличным состоянием.

Что можно сделать, чтобы облегчить адаптационный период?

1.Рассказать воспитателю о вашем ребёнке (о его привычках, особенностях поведения, о том, что ребёнок любит/не любит, какие предпочитает игры, о методах воспитания принятых в семье – обо всём том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель). Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребёнком.

2.Обговорите с воспитателем режим посещения детского сада в период адаптации.

В любом случае, впервые дни (1 – 2 недели) ребёнка приводят в садик на 1,5 – 2 часа. Затем он начинает оставаться до обеда, также 1 – 2 недели, только после этого, ребёнка можно оставить на дневной сон. Примерно такое же время потребуется для привыкания к полднику и ужину. Эта примерная схема адаптации, а в целом, данный процесс варьируется от индивидуальных адаптивных возможностей ребёнка.

Однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребёнка на «полный» день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Об успешном завершении адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния ребёнка: хороший аппетит, спокойный дневной и ночной сон. Однако это не означает, что он радостно будет бежать в детский сад. Ребёнок может не любить ходить в садик, грустить и плакать при расставании с родителями, но он принимает для себя необходимость посещения детского сада.

Педагог - психолог Орлова И.В.