СКОРО В ШКОЛУ
24.04.2014 06:05


Развитие мышления, речи.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из
них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.
1.Включайте в занятия с ребёнком задания на:
Ø сравнение пары предметов и явлений – нахождение сходства и различия между ними;
Ø классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
Ø нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного с общим признаком с остальными;
Ø складывание целого из частей (разрезные картинки, пазлы, кубики);
Ø последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
Ø осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
Ø задание на сообразительность, логические рассуждения.
2.Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.
3.В целях развития речи:
Ø после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
Ø развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
Ø упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
Ø учите детей доказывать своё мнение, выражать его.
Развитие памяти.
Память– один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для будущего. Любая
деятельность, которая будет осваиваться ребёнком:
чтение, письмо, занятие физкультурой, спортом, трудовая
деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.
Родители будущих первоклассников очень обеспокоены тем, как будут учиться дети. Ведь им придётся очень многое заучивать наизусть, запоминать. Это будут не только буквы и цифры, а также слова, тексты, формулы, правила, схемы. Поэтому ребёнок должен освоить приёмы запоминания. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, формируя следующие умения:
Ø анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
Ø осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
Ø классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
Ø устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами;
Ø составляйте план, схему запоминания.
Помните, развитие памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает ребёнка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок, т.е. ставит цель: «Вспомни!»
Развитие внимания.
Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и сосредоточенность на предмете, явлении, действии.
Дети, начинающие обучатся в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счёту, чтению. При наличие внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко.
Для того чтобы развивать внимание детей, предлагайте им следующие задания, игры и упражнения:
Ø задания на длительное сосредоточение: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку;
Ø в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «А», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «А», обвести в кружок все буквы «К», подчеркнуть все буквы «О»);
Ø используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами;
Ø предлагайте повторять:
· слова, цифры, предложения, сказанные вами
· неоконченные фразы, которые нужно закончить;
Развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
Ø катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
Ø разминать пальцами пластилин;
Ø сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, а также делать крепкие кулачки, которые не разожмёшь;
Ø двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
Ø показывать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре, пять;
Ø барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
Ø махать в воздухе только пальцами;
Ø собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
Ø застёгивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки;
Ø кистями рук делать «фонарики»;
Ø хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
Ø полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.
Педагог -психолог Куртукова Н.Н.