s1
s2
s3
s4
s5
s6
s7
s8
s9
s91

Как отвечать на детские вопросы?

21.09.2011 06:55 PDF Печать E-mail

         

Как отвечать на детские вопросы?

 

Всем родителя

м хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему, зачем, как?” – шквал вопро

сов в течение дня в определённом возрасте (от 3-х до 5-ти лет) часто утомляет взрослых. Ино

гда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя, но и отвечать нужно уметь. Возраст почемучек - самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

        Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?  Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого – задает его. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать. Развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

       Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Сказать: «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести со «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами, например, воспользуйтесь одним из комплектов серии "Мир на ладошке".

       Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.   

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречными: «А ты как думаешь?», чтобы он учился рассуждать и самостоятельно обобщать уже имеющиеся у него сведения. Например, - “Почему чашка разбилась?” – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

       Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

      Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Например, ребенок задал вопрос, поставивший Вас в тупик — ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте: ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает, а это оказывается неправдой. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательны, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу или справочник, постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос. Но если у вас в данный момент нет времени,  скажите ребёнку, что обязательно  узнаете, а потом ему расскажите

      Не всегда надо отвечать, если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных не доступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: « Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос ».

      Не надо отвечать на вопросы детей формально или насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

     Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

                         

                                                                            Педагог-психолог Хлебникова И.В.